Образовательные статьи

Образовательные статьи

5 ноября 2020Запорожский Илья

Показатели рентабельности - ROE, ROA, ROI

ROE, ROA, ROI
Коэффициенты рентабельности позволяют оценить эффективность деятельности фирмы. Обычно они используются в качестве меры прибыли, полученной компанией в течение определенного периода времени, на основе ее уровня продаж, активов, задействованного капитала и прибыли на акцию. Кредиторов также интересуют коэффициенты рентабельности, потому что они указывают на способность компании выполнять свои обязательства по выплате процентов.

Такие показатели рентабельности, как ROE, ROA и ROI, позволяют оценивать и сравнивать разные компании и понимать, почему одна фирма может стоить больше и торговаться с более высокими фундаментальными коэффициентами, чем другие. Они позволяют отвечать на следующие вопросы:
Рентабельность собственного капитала (ROE) - Сколько акционерного капитала требуется для получения определенной суммы посленалоговой чистой прибыли?
Рентабельность активов (ROA) - Сколько активов требуется для получения определенной суммы посленалоговой чистой прибыли?
Рентабельность инвестиций (ROI) - Какую прибыль после вычета налогов приносит компания для всех своих инвесторов с постоянного капитала?

В балансе компании:
Активы предприятия = Акционерный капитал + Краткосрочные обязательства + Долгосрочные обязательства.

ROA = Чистая прибыль / Активы предприятия = отношение чистой прибыли после налогообложения к средней сумме активов. ROA измеряет операционную эффективность компании на основе прибыли, полученной фирмой от ее общих активов. Привлекательнее для вложений компания с большим коэффициентом ROA.
ROE = Чистая прибыль / Акционерный капитал = отношение чистой прибыли после налогообложения к средней сумме капитала акционеров. Этот коэффициент измеряет норму прибыли акционеров на их инвестиции в компанию.
ROI = Чистая прибыль / (Акционерный капитал + Долгосрочный долг). Он измеряет эффективность фирмы в использовании инвестированного капитала, выражает способность компании генерировать ожидаемую доходность на основе использования и управления инвестируемыми ресурсами акционеров. Другое название – коэффициент рентабельности постоянного капитала.

ROE или ROA?
Рентабельность собственного капитала (ROE) и рентабельность активов (ROA) являются двумя наиболее важными показателями для оценки того, насколько эффективно управленческая команда компании выполняет свою работу по управлению вверенным ей капиталом. Основное различие между ROE и ROA - это учёт финансового рычага или долга (Соотношение долга к акционерному капиталу, D/E, Debt/Eq). При отсутствии долга акционерный капитал равен общим активам компании. В таком случае ROE = ROA.

Но если компания пользуется финансовым рычагом, ее ROE превысит ROA, поскольку акционерный капитал равен активам за вычетом общего долга, и компания, привлекая долговое финансирование, увеличивает свои активы за счет поступающих денежных средств.

Например, если сравнивать компании Apple и Microsoft, имеющие ROE в размере 75% и 40,7% соответственно, можно заключить, что Apple выглядит привлекательнее. Однако, если учесть, что у Apple почти в 3 раза выше соотношение долга к акционерному капиталу (Debt/Eq = 1,73 против 0,6), становится понятна причина этого различия, с учётом того, что показатели ROA у Apple и Microsoft близки, и составляют 17,6% и 16,2% соответственно.

ROE или ROI?
ROE и ROI - это соотношения прибыльности и быстрый способ оценить финансовое состояние компании для инвестиций. Однако, оба показателя используются для разных целей и не являются полностью взаимозаменяемыми. У обоих есть свои преимущества и недостатки.

ROE может быть завышен из-за использования долга, при этом долг может со временем сильно вырасти. Согласно базовым принципам корпоративной оценки, доход компании должен быть по меньшей мере в 2 раза выше отрицательных денежных потоков на обслуживание долга. Поэтому ориентация только на ROE может заставить инвестора упустить из поля зрения критичную долговую нагрузку.

С другой стороны, ROI дает четкое представление о прибыли, которую получает компания ещё до того, как привлечёт новый долг. Положительная рентабельность инвестиций будет указывать на то, что компания находится в хорошем финансовом состоянии и использует свои заимствования для большего расширения.
Однако, у ROI есть свои недостатки. Например, при использовании ROI иногда бывает трудно связать доход с какими-либо конкретными инвестициями. Условно предположим, что компания, которая нанимает стороннего менеджера по маркетингу, на самом деле не сможет знать, какой именно доход она получает от его усилий.

Помимо вышеуказанных показателей, инвесторы могут использовать: - ROS (Рентабельность продаж = Реализационная прибыль/Доход от продаж) - ROM (Рентабельность продукции = Чистая прибыль/Себестоимость)
- RCA (Рентабельность оборотных активов = Чистая прибыль/Оборотные активы) - RFA (Рентабельность внеоборотных активов = Чистая прибыль/Долгосрочные активы) - ROL (Рентабельность персонала = Чистая прибыль/Среднесписочная численность персонала)
Поскольку показатели рентабельности сами по себе не идеальны, рекомендуется использовать их в связке с другими показателями, чтобы принять обоснованное решение. По отдельности можно упустить немаловажные детали, но вместе они могут стать достаточно полезными индикаторами рентабельности инвестиций. Прибыльные инвестиции – это последовательное и целенаправленное увеличение капитала год за годом, в котором прибыли и убытки - неотъемлемые шаги к достижению общего стабильного результата. Научиться прибыльным и безопасным вложениям с практикой, сопровождением, а также формированием и корректировкой собственных портфелей всегда можно на курсе «Высокодоходные инвестиции».

icon

6857