Образовательные статьи

Образовательные статьи

30 июля 2020Запорожский Илья

Мультипликаторы фундаментального анализа

Мультипликаторы фундаментального анализа
Фундаментальный анализ компании часто предполагает оценку мультипликаторов – коэффициентов, сравнивающих её финансовые показатели с ценами акций. Это позволяет определить, дороги или дёшевы бумаги, особенно в сравнении с конкурирующими организациями, есть ли у них долгосрочный потенциал роста или падения. Мультипликаторы можно смотреть на инвестиционных источниках или рассчитывать самостоятельно по финансовой отчётности.

P/E
P/E (Price / Earnings) – соотношение цены к прибыли. Показывает, во сколько раз цена акции больше той прибыли, которая на неё приходится. Получается путём деления рыночной текущей цены акции на прибыль, приходящуюся на одну акцию (EPS). Прибыль на одну акцию, в свою очередь, получается путём деления чистой прибыли организации на количество акций в обращении.


PE


Пример: при цене акций 100 $ и прибыли на акцию 10$ показатель P/E равен 10.

В первом приближении чем P/E меньше, тем лучше. В среднем акции с P/E больше 21 дороги для рынка США. Больше 8 – дороги для РФ. С другой стороны, компании с быстрым ежегодным ростом доходов имеют высокий P/E, который отражает интерес инвесторов к компании и их ожидания дальнейших более высоких прибылей, после фактического получения которых показатель будет пересмотрен и акции снова будут казаться дешевле. Всё-таки, расчёт показателя производится по последним данным, которые отражают прошлую картину, а не будущую.

P/E cчитается универсальным, но он обычно используется в качестве дополнения к общей картине, и он не имеет смысла, если у компании нет прибыли. В свете последних событий многие компании не имеют финальной прибыли из-за высоких операционных расходов или она очень мала и мультипликатор завышен. Обычно P/E используется для анализа индекса или отрасли, то есть суммарной прибыли всех компаний. Нужен показатель именно в расчёте на одну акцию, так как их количество за период может измениться.

PEG
PEG - (Price/Earnings with Growth) - это мультипликатор P/E, скорректированный на среднегодовые ожидаемые темпы роста прибыли на акцию (EPS) за предстоящие 5 лет. Используется для оценки быстрорастущих компаниий.
PEG ниже 1 - недооценка (дёшево). PEG выше 1 - переоценка (дороги).

P/S
P/S (Price / Sales) – соотношение цены к выручке. Показывает, за сколько лет доход от продаж окупит текущую цену акций. Он может быть объективнее, чем P/E, так как выручка не может быть отрицательной, а также менее изменчива, чем прибыль. Этот показатель тоже лучше всего использовать вместе с другими, потому что у двух компаний выручка может быть одна, а финальная чистая прибыль от неё оставаться разная. В идеале соотношение цены к выручке должно быть не более 1. У некоторых компаний по сути нет такого понятия как выручка, например, процентный и комиссионный доход у финансовых организаций.


PS

Чем меньше P/S, тем лучше, так как это значит, что у компании быстрее окупаемость доходами от продаж. Как правило, акции с P/S больше 3 дороги для США, и показатель больше 2 дорогой для отечественного рынка. Но, как и в случае с P/E, быстрорастущие компании имеют высокий коэффициент, пока не сообщат о фактическом росте выручки.

P/BV
P/BV (Price / Balance Value) – соотношение цены к балансовой стоимости. Показывает, во сколько раз рыночная цена акции превышает её балансовую стоимость, то есть стоимость реального имущества, обеспечивающего акцию как часть капитала компании (ликвидационная стоимость при продаже всего реального имущества). Балансовая стоимость акции – это стоимость акционерного капитала, делённая на количество акций. Акционерный капитал отражён в балансовом отчёте компании.


PBV

Стоимостные инвесторы используют P/BV для оценки вместе с P/E, но высокотехнологичные компании имеют много нематериальных активов, инвестиций в исследования и разработку, которые балансовой стоимости не имеют. Поэтому для них и подобных организаций высокий P/BV оправдан.
Чем меньше P/BV, тем недооценённее акции. В идеале P/BV меньше 1 говорит о том, что цена акций на бирже ещё дешевле, чем реальная стоимость активов. Показатель больше 2 считается дорогим для рынка США, а больше 1-1,5 не слишком привлекателен для компаний РФ.

P/FCF
P/FCF (Price / Free Cash Flow) – соотношение цены к свободному денежному потоку на акцию. Показывает, во сколько раз цена акции больше, чем положительные денежные потоки, которые на неё приходятся. FCF – это количество денег, которые остаются у компании в результате её операционной деятельности после реинвестиций в свои активы. Их размер в первую очередь может намекнуть на возможность выплаты компанией дивидендов акционерам.
Чем P/FCF меньше, тем дешевле фундаментальная стоимость акций, тем они привлекательнее для покупки. P/FCF более 8 в среднем дорогой для России, больше 15 – дорогой для США.
Стоит не забывать, что у компании может не быть свободного денежного потока за определённый период, или же он мог быть направлен на выплату дивидендов, поэтому при анализе стоит обратить внимание на их размер.

EV/EBITDA
EV/EBITDA – соотношение стоимости бизнеса и EBITDA.
Стоимость бизнеса (EV – Enterprise Value) – это рыночная капитализация компании, т.е. совокупная цена всех её акций + чистый долг.
EBITDA - Прибыль компании до вычета процентов, налога на прибыль и амортизации.


EV

Мультипликатор показывает, за сколько лет прибыль до налоговых, процентных и амортизационных расходов сможет окупить рыночную стоимость компании с учётом долга.
В отличие от P/E показатель EV/EBITDA позволяет абстрагироваться от структуры капитала и особенностей налогообложения. Он хорошо подходит для сравнения компаний с разным уровнем долга, с разным уровнем амортизационных начислений из-за различий в бухгалтерском учете или в сроке жизни активов, а также с различной налоговой нагрузкой.
Чем меньше значение, тем больше отдачи получит инвестор на вложенный капитал. В основном акции со значением EV/EBITDA менее 3 считаются недооцененными.

D/E
D/E (Debt/Eq) - соотношение долга и собственного капитала в балансе компании. Организация финансирует свои активы (сооружения, запасы, оборудования, патенты) за счёт собственного (акционерного капитала), а также за счёт обязательств - краткосрочных и долгосрочных заимствований, облигаций, кредитов. Слишком высокая доля долгового финансирования опасна для устойчивости компании. Оптимальным соотношением считается 0,5, то есть 50% долга. Например, если при активах компании 150 млрд $ она финансируется на 100 млрд $ за счёт собственных средств акционеров, и на 50 млрд $ за счёт заимствований. До определённого момента увеличение долга повышает рентабельность, но слишком большой его размер увеличивает риски. Соответственно мультипликатор Debt/Eq значительно выше 0,5 выглядит опасным, а от 0,2 до 0,5 говорит о возможности получения компанией повышенного дохода за счёт использования финансового рычага. Может быть дополненно LT Debt/Eq - Long Term D/E - соотношением долгосрочного долга к акционерному капиталу.

Пример: мультипликаторы компании Target c источника finviz.com

тгт

Нюансы
При расчёте и оценке мультипликаторов всегда стоит помнить, что они сравнивают текущую изменяющуюся цену акций с уже зафиксированными показателями за период. Например, если акции компании из-за ожидания крупных убытков упали со 100$ до 20$ за акцию за короткий промежуток времени при последней зафиксированной прибыли на акцию в 10$, то её показатель P/E упал с 10 до 2, но это ещё не значит, что акции перепроданы и привлекательны, потому что, когда компания отчитается о 0,1$ прибыли на акцию при цене в 20$ коэффициент P/E будет равен 200. Более объективными в этом плане могут стать ожидаемые (форвардные) показатели, например, Forward P/E. Они сравнивают цену акций с ожидаемыми прогнозными показателями за будущий период и позволяют действовать на опережение. Однако, финальные результаты могут отличаться от прогнозов.

Мультипликаторы стоит рассматривать не только сами по себе, но и в сравнении с отраслевыми конкурентами и рынком в среднем. Если P/E компании около 30, её акции кажутся дорогими, но если все её конкуренты торгуются с P/E больше 60, а среднее по рынку 45, то компания выглядит определённо лучше рынка и отрасли.

Потенциал роста или падения, на который указывают мультипликаторы, реализуется, по статистике, в долгосроке. Чем больше срок, тем больше вероятность влияния мультипликаторов на цены. Есть примерно 60% вероятность их работы на рубеже 3-5 лет и более 80% вероятности отработки на 10-летнем периоде.

Проверка
Пример рассчитанных мультипликаторов по компаниям финансового, электроэнергетического и промышленного сектора РФ в сравнении с отраслью. Значение div при рассмотрении P/FCF говорит об отсутствии у компании свободного денежного потока, но наличии дивидендных выплат. Попробуйте на основании мультипликаторов сравнить эти компании.

ФА


icon

26