Образовательные статьи

Образовательные статьи

21 ноября 2019Павел Гущин

Виды финансовых мультипликаторов

Виды финансовых мультипликаторов
Читая аналитические обзоры, мы встречаем такие аббревиатуры, как P/E, EBITDA, ROE и т.п. Звучит загадочно, однако не все так сложно, как может показаться на первый взгляд.
Данные показатели относятся к фундаментальному анализу, точнее к сравнительной оценке. Оценку эту принято считать «быстрой», она способна дать мгновенную, хотя и менее точную по сравнению со сложными моделями дисконтирования денежных потоков картину действительности: показать насколько акция недооценена или переоценена по сравнению с конкурентами.

Что же такое рыночные мультипликаторы? Представьте такую ситуацию. Вы сравниваете два публичных предприятия. У них схожий бизнес, капитализация и финансовые показатели, но разное число акций. Как результат, цена одной акции в двух случаях может заметно отличаться. Значит ли это, что одна бумага реально дешевле или лучше/привлекательней другой? Не факт.

Для получения более объективной картины необходимо привести две компании к единому знаменателю. Точнее, сопоставить стоимость предприятия с его финансовыми показателями, например, доходами. Такой подход позволит избавиться от эффекта разного числа акций в обращении, позволив найти реальные расхождения в ценообразовании активов.

Это и есть сравнительная оценка или оценка по мультипликаторам. Под рыночными мультипликаторами принято понимать соотношение стоимости предприятия и его доходов, денежных потоков, балансовой стоимости и пр. Как результат, мы имеем прибыль или, к примеру, выручку на одну акцию вне зависимости от размера компании или количества бумаг в обращении.

Формально более низкий в сравнении с аналогами мультипликатор свидетельствует о недооценке и даже «дешевизне» акций, и наоборот. Рассмотрим основные виды сравнительных коэффициентов.

Финансовые мультипликаторы делятся на четыре основных группы:

доходные мультипликаторы — соотносят получаемый компанией доход к другим показателям, выявляя его долю;

Самый известный в этой группе — мультипликатор P/E (Price per Earnings), означающий отношение стоимости компании (капитализации Р) к ее чистой прибыли (Earnings Е). Он показывает, за какое количество лет компания, зарабатывая аналогичную прибыль, сможет окупить свою текущую рыночную стоимость акционерного капитала.

мультипликаторы рентабельности — характеризуют общую экономическую эффективность и прибыльность компании;

Основной среди них — ROE (Return On Equity) — показывает рентабельность собственного капитала и является отношением чистой прибыли к собственному капиталу компании. Мультипликатор показывает, как компания способна генерировать прибыль за счет собственных средств. Для вычисления собственного капитала следует обратиться к бухгалтерскому балансу.

мультипликаторы финансовой устойчивости — выявляют степень закредитованности компании и способность обслуживать свои долги;

В первую очередь в этой группе мультипликаторов вычисляют коэффициент левериджа, который равен результату деления общей задолженности компании на размер ее активов. Мультипликатор показывает, на какую часть компания сформирована из заемных средств.
Наиболее стабильные компании — с показателем мультипликатора менее 0,5, то есть сформированные за счет заемных средств менее чем наполовину.

мультипликаторы платежеспособности — показывают способность компании платить по долгам с помощью как денежных средств, так и реализации активов.

Самый известный показатель этой группы — мультипликатор покрытия, который показывает отношение оборотных активов со сроком реализации 12 месяцев к краткосрочной задолженности, которая должна быть выплачена в течение ближайших 12 месяцев. Коэффициент показывает способность компании расплатиться по ближайшим платежам за счет максимально ликвидных активов.
Хорошие показатели в этом случае — от 1,5 до 2,5. Если показатель ниже 1, это говорит о неспособности компании оплатить свою краткосрочную задолженность максимально ликвидными активами.

Для построения мультипликаторов берутся данные финансовых отчетов компании за несколько лет — лучше годовых, так как квартальные могут быть слишком волатильными — и сравниваются с аналогичными показателями компаний отрасли для выявления динамики.

Вычисление финансовых мультипликаторов помогает сравнивать компании друг с другом, предоставляя унифицированную информацию, пригодную для сравнения. Как правило, сравниваются компании внутри отрасли, но порой допустимо и межотраслевое сравнение.

При грамотном подходе сравнительная оценка может быть крайне полезной для инвестора. Не обязательно самим считать показатели, но понять аналитические записки станет гораздо проще. Надо понимать, что это лишь один из методов, дополняющий другие направления фундаментального анализа, а также теханализ.
icon

276

Поделиться:

  • Поделиться статьей «Виды финансовых мультипликаторов»‎ вктонтакте
  • Поделиться статьей «Виды финансовых мультипликаторов»‎ в фейсбуке
  • Поделиться статьей «Виды финансовых мультипликаторов»‎ в инстаграмме