Венчурные инвестиции

Венчурные инвестиции

7 августа 2019Сергей Наумов

Стартап Texel: как 3D-сканирование людей и виртуальные примерочные изменят индустрию одежного ритейла

Многие не рассматривают вариант покупки одежды через интернет, поскольку это всегда риск: вещь может не сесть, хотя размер, казалось бы, подобран правильно. Легче прийти в торговый центр, но и там мы сталкиваемся с похожей проблемой: увидели вещь, решили померить, поняли, что «картинка не сложилась», расстроились, ничего не купили. Вот если бы была возможность заранее примерить вещи в онлайн-формате и купить то, что точно подойдет, это значительно сэкономило бы время и нервы. И такая возможность появилась. Об этом позаботились создатели стартапа Texel.

КАК РАБОТАЕТ

Сергей Климентьев, Максим Федюков и Андрей Посконин разработали технологию цветного сканирования людей, которая позволяет решить проблему подбора и покупки одежды. В технологии Texel задействуются 3D-сканер в человеческий рост и мобильное приложение. Чтобы сканирование началось, человек встает на платформу и застывает на 30 секунд. Сканер снимает мерки и в течение минуты создает высокодетализированную цифровую модель человека, после чего покупатель может выбирать одежду, которая подходит именно ему, в виртуальной реальности. Технология безопасна и не несет никаких последствий для здоровья.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Первые эксперименты сооснователь стартапа Сергей Климентьев проводил в своей квартире. Перепробовав все сенсоры и все ПО, которые были на рынке, пришло понимание, что они не подходят. Все пришлось создавать самостоятельно. К 2014 году партнеры разработали Texel Portal — устройство, выдающее 3D-модель человека за минуту. На это пришлось потратить примерно 800 000 рублей собственных накоплений и $400 000, привлеченных от Руслана Байрамова, основателя проекта «Этномир».

На тот момент было не совсем понятно, в какую конкретно сферу внедрять созданный сканер. Чтобы как-то монетизировать изобретение, предприниматели начали создавать реалистичные модели заказчиков и распечатывали их на 3D-принтере. Лучше всего продавались статуэтки для свадебных тортов. За два года этот бизнес встал на ноги и вышел на международный рынок. Однако создатели хотели развивать более интересную венчурную историю. Именно тогда появилась идея изменить индустрию одежного ретейла с помощью «виртуальной примерочной».

Изначально инвесторы отнеслись к проекту с недоверием. Первый прототип сканера был очень массивным - 2,6 метров в высоту. Было непонятно, как масштабировать этот проект на рынке. В какой-то момент основатели стартапа отчаялись и хотели похоронить свои мечты о глобальном внедрении продукта. Но не сделали этого, и в итоге нашли поддержку в лице британского ретейлера Marks & Spencer. В мае 2019 года компания вложила в проект $200 000. Они начали сотрудничество, которое сейчас активно развивается. А за год до этого, в июле 2018 года, сервис получил инвестиции в размере 51,7 млн рублей от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ).

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

По словам Сергея Климентьева, основная задача сотрудничества с Marks & Spencer — упростить процесс покупки одежды для потребителей. Для заказчика это означает сокращение возвратов и увеличение конверсии, а также рост онлайн трафика. Сканер снимает мерки с человека и создает его цифровой аватар, сопоставляя размер покупателя с размерной сеткой магазина. Технология используется для подбора оптимальных фасонов одежды для каждого клиента.

Цифровые примерочные Texel уже начали работать в одном из лондонских магазинов Marks & Spencer. В ближайшее время компания собирается установить «умные» примерочные в крупных торговых центрах Москвы. Создатели стартапа планируют сотрудничество и с другими брендами, высказывая позицию, что правильнее оставаться независимой компанией, которая работает со всеми.
icon

157