Новости рынка недвижимости

Новости рынка недвижимости

20 декабря 2019Алексей Кричевский

Спад ритейла: покупатель уходит в онлайн

В России падает интерес к крупным торговым центрам. Причина – покупатели уходят в онлайн.

Эксперты указывают на предстоящие серьезные изменения на рынке коммерческой недвижимости. Они будут похожи на те, что происходили несколько лет назад в США – тогда наблюдалось резкое падение интереса покупателей в торговым центрам ввиду развития онлайн-ритейла. Застройщики активно размещают в торговых центрах расширенные развлекательные зоны, чтобы удержать потребителя. По прогнозам аналитиков, к 2023 году из более чем 100 объектов общей площадью 1,2 млн. кв. м. может полностью исчезнуть торговля.

По оценкам агентства «Магазин магазинов», в Москве не планируется ввода в эксплуатацию ни одного торгового комплекса площадью более 100 тысяч кв. м. Единственный ТРЦ, близкий к этим значениям – «Город Косино» площадью 90 тысяч кв. м. Средняя площадь сдаваемого объекта в 2020 году составит около 9,3 тысяч кв. м., что более чем в полтора раза меньше результатов текущего года.

Ряд экспертов утверждает, что у покупателей более популярными становятся небольшие объекты, к которым также повышается спрос у арендаторов. Инвесторам интересны небольшие локальные объекты, а большие торговые центры постепенно уходят на второй план.

На Западе этот тренд идет уже несколько лет. В США объем торговых площадей с 2015 года вырос всего на 0,4%, а по оценкам Credit Suisse, к 2022 году 25% объектов может закрыться. Связан этот факт с рост онлайн-торговли. К примеру, только в России этот рынок за год вырос на 26% до 725 млрд. рублей. Посещаемость ТЦ с 2013 года упала на 17%, согласно Shopping Index Moscow.

Для привлечения посетителей торговые центры постепенно будут переориентироваться на развлекательный формат, считает эксперт компании JLL Полина Жилкина. В качественных ТЦ доля развлекательной площади с 2008 года выросла с 4% до 13%. По оценкам Cushman&Wakefield, грамотная развлекающая составляющая может повысить посещаемость на 15-20%.

По оценкам CBRE, в России нет такой насыщенности торговым площадями, как в США. Если там на тысячу жителей 1,5 тысячи кв. м. торговых площадей, то в России 293 кв. м., в Москве – 500 кв. м. Но несмотря на это, многим торговым центрам стоит пересмотреть концепцию привлечения клиентов.

icon

73