Аналитика рынков

Аналитика рынков

29 апреля 2019Ирина Герман

Регулирование инвестиционной деятельности в 2019 году

Краудфандинг в России
В отечественном праве специального регулирования краудфандинговой деятельности как такого нет, а область краудинвестинга ЦБ мониторит только с 2015 года. Но в начале 2018 года регулятор опубликовал на своем сайте проект Федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций».

Законопроект по большей части связан именно с краудинвестингом, поскольку регулирует привлечение средств именно на инвестиционные цели, тогда как краудфандинг заточен на финансировании некоммерческих проектов — выпуск компьютерных игр, съемку фильмов или развитие высокотехнологичного продукта. В качестве прибыли для тех, кто вкладывает в такие проекты являются не денежные средства, а всевозможные презенты в виде первых реализованных продуктов, скидок на них и т.д.

Проект содержит предъявляет требования к операторам краудфандинговых площадок. Они могут быть созданы в России в форме хозяйственного общества и находиться под контролем граждан, сотрудничающих с государственными органами в части раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций.

Площадки не вправе совмещать деятельность в рамках краудфандинга с деятельностью кредитной или иной финансовой организации, но могут быть организаторами торговли, брокерами, управляющими, депозитариями или регистраторами. Минимальный размер уставного капитала должен составлять 5 млн рублей, а правила платформы, включая правила идентификации клиентов, требования к проектам, деловой репутации команды проекта, порядок заключения договоров на платформе и порядок раскрытия информации проектом, должны быть опубликованы на сайте оператора. Также присутствует требование касательно языка: у сторон должна быть возможность иметь доступ к договорам на инвестирование на русском языке.

До принятия специальных норм законодательства, регулирующих правоотношения, возникающие в сфере краудфандинга, применяются положения в первую очередь ГК РФ. Согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», компании, чья деятельность связана с краудфандингом, не входят в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Новый закон в сфере недвижимости
С 1 июля 2019 года начнут действовать новые правила участия в долевом строительстве: все платежи между дольщиками и застройщиками будут осуществляться через так называемый эскроу-счет — особый вид счета, который открывают при соглашении трех сторон: дольщиков, застройщика и банка. Деньги сохраняются на счете до момента исполнения всех условий договора между дольщиками и застройщиком или же выдаются по требованию дольщиков. То есть, застройщик получает деньги тогда, когда работа уже выполнена, и не имеет возможности использовать их во время строительства. Ему придется брать кредит. Консультант или советник?
В конце декабря 2018 года в федеральный закон о рынке ценных бумаг вступили в силу изменения, согласно которым на официальном уровне вводится новая фигура профучастника рынка — инвестиционный советник.

Нововведение было связано со стремительным расширением рынка — многие компании предлагают свои услуги инвестиционного консультирования для неограниченного круга лиц.

В законе о рынке ценных бумаг ЦБ отметил два основных требования к инвестиционным советникам:
1. Деятельность лицензируемая, поэтому, нужно получать лицензию центрального банка.
2. Между инвестиционным советником и его клиентом должен быть заключен договор об оказании услуги, и все инвестиционные рекомендации должны иметь персонализированный характер.
Также Банк России разъяснил, что понимать под персонализированным характером инвестиционных рекомендаций: в своих рекомендациях советник обязан указывать имя клиента, которому дается рекомендация. Если имя не указывать, то рекомендация должна быть направлена по тем каналам, которые обычно используются для связи с конкретным клиентом. Это может быть телефон, смс-сообщение или емейл.
С учетом нынешнего регулирования, наш законодатель как бы приравнивает инвестиционных советников к остальным профучастникам рынка по части нормативных требований. Однако деятельность советника отличается от консультанта, поскольку он не оперирует денежными средствами, ценными бумагами и другими финансовыми инструментами клиентов. Соответственно, на него, по идее, должны были бы распространяться менее жесткие требования, чем к остальным профучастникам рынка ценных бумаг.

Если сравнивать с практикой иностранных государств, можно предположить, что ЦБ в скором времени изменит свой подход и регулирование будет менее жестким по отношению к инвестиционным советникам, нежели к остальным профучастникам рынка.
icon

468