Новости рынка недвижимости

Новости рынка недвижимости

10 декабря 2021Алексей Кричевский

Промежуточные итоги года на рынке ТРЦ и стрит-ритейла России

На первой ежегодной конференции по коммерческой недвижимости Cian CRE.Conf эксперты Циан.Коммерческая рассказали о ключевых трендах, спросе и ценах в разных сегментах.

Интерес к ТЦ снизился существеннее с по сравнению с объектами стрит-ритейла. Арендаторы оказались больше заинтересованы в небольших помещениях на первых этажах зданий. В результате спрос на ТЦ вернулся к допандемийному уровню только через год после первого весеннего локдауна 2020-го. Спрос на стрит-ритейл — уже через три месяца.

Впрочем, подъем спроса оказался кратковременной тенденцией. В начале лета 2021 года активность начала снижаться: осенью этого года только спрос на ТЦ в Петербурге находится на уровне начала 2020-го. Регионы и Москва до сих пор, даже спустя полтора года после самоизоляции, не могут восстановить спрос на аренду ТЦ.

Спрос на торговые площади быстрее восстанавливается в регионах, и только потом — в столице. Стрит-ритейл интересен примерно так же, как и до пандемии, только в Санкт-Петербурге. Московскому стрит-ритейлу не удается восстановить треть своего спроса относительно начала 2020 года.

На основных улицах доля вакантных помещений продолжит сокращаться. Для остального стрит-ритейла вакантность сохранится на нынешнем уровне или увеличится из-за неопределенности, которая сохраняется в связи с эпидемиологической ситуацией.

Потенциальный спрос на площади в торговых центрах смещается из центра Москвы. Осенью 2020 года на ТЦ в ЦАО приходилось 23,2% потенциального спроса, осенью 2021-го — всего 18,4%. Это максимальное годовое падение доли спроса среди всех округов. С распространением удаленной работы арендаторы стали чаще ориентироваться на спальные районы города. Увеличивается спрос на ТЦ в Новой Москве.

Возможное введение QR-кодов в общественных местах в начале следующего года вызывает ряд опасений среди потенциальных арендаторов, отмечает Александр Павленко, директор по аналитике Циан.Коммерческая. В первую очередь это касается торговых центров, где идет масштабная переоценка арендной модели.

Эксперты рынка продолжают повторять, что в непростой ситуации находится и бизнес. Еще после первого локдауна мы наблюдали рост количества объявлений о продаже бизнеса вместе с помещениями почти на треть — в следующем году возможна вторая волна подобной распродажи.

С одной стороны, формируется некоторый отложенный спрос от тех, кто ждет решения по возможным ограничениям. С другой стороны, в отдельных сегментах конкуренция будет усиливаться.

В таких условиях знание о рынке может помочь быть первым и зарабатывать на этих изменениях. Необходимо отслеживать появление новых вакантных помещений, искать аргументы в коммерческих переговорах и избавляться от необходимости искать контакты собственников в любых интересующих объектах, уточняет Александр Павленко.
icon

17