Образовательные статьи

Образовательные статьи

20 февраля 2020Павел Гущин

Международные рейтинговые агентства

В аналитических обзорах или новостных изданиях инвесторы периодически черпают информацию о том, что рейтинговое агентство повышает или понижает рейтинг какого-либо эмитента, причем с пересмотром на повышение или понижение. Рыночная реакция на подобного рода новостной фон может быть весьма бурной. Поэтому каждый трейдер должен понимать, что из себя представляют рейтинговые агентства и чем они занимаются.

Рейтинговые агентства – это коммерческие организации, которые оценивают платежеспособность, долговые обязательства, а также другие важные финансовые показатели различных организаций: от бизнеса до государств. Свою оценку они представляют в виде кредитных рейтингов, которые отражают способность заемщика платить по долгам. На кредитные рейтинги ориентируются крупные институциональные инвесторы: банки, инвест фонды, пенсионные фонды.

Первые кредитные рейтинги облигаций были присвоены Джоном Муди в США лишь в 1909 году. До этого на протяжении большей части истории современных рынков капитала вопрос рейтингов как оценок риска был в основном теоретическим. Большинство облигаций выпускались странами и правительствами, способными и желающими выполнять свои обязательства, и инвесторы им и так доверяли.

Реально история современного рейтингового бизнеса, как мы ее видим сейчас, началась в 1970-ые годы именно с принятия ряда постановлений Комиссии по ценным бумагам США и аккредитации рейтинговых агентств. Некоторые агентства были признаны на уровне регулятора, они и стали дальше получать от этого большой выигрыш, стали основными участниками рынка.

Один американский журналист сказал замечательную фразу, что если раньше нужно было вводить танки, то сейчас достаточно снизить государству рейтинг, и это будет почти такой же удар по стране. Это говорит о том, что рейтинги сейчас – это очень важный политический и экономический фактор, потому что они определяют стоимость денег для бизнеса и целых государств. Последние 30 лет влияние рейтингов все время росло, и пик влияния рейтинговых агентств прошел в начале кризиса. Сейчас репутация агентств чуть-чуть ослабла, и влияние рейтингов стало немного ниже.

Чтобы рейтинговое агентство успешно работало, инвесторы должны ему доверять. Это требует определенной репутации, которая нарабатывается десятилетиями. Поэтому в мире не так много действительно глобальных и успешных рейтинговых агентств. Самыми известными и авторитетными агентствами мира являются американские Standard&Poor's, Moody's, и Fitch Ratings, их еще называют «большая тройка».

Кредитные рейтинги агентств имеют похожую концепцию, но различные обозначения и методики расчета. В основном рейтинги обозначаются латинскими буквами в порядке уменьшения уровня надежности от A до С (у некоторых агентств до D).


таблица рейтингов

Значения рейтинга от ААА до ВВВ считаются надежными и относятся в инвестиционную категорию. Все, что ниже, имеет сомнительную кредитоспособность и попадает в категорию не инвестиционную. Разбивка на категории — это некий индикатор для консервативных и крупных институциональных инвесторов о надежности эмитента. Перемещение долговых обязательств из одной категории в другую может вызвать серьезные движения капитала.

Вместе с присвоением рейтинга возможно указание прогноза движения рейтинговой оценки в будущем:

- Позитивный прогноз — вероятен рост кредитного рейтинга.
- Негативный прогноз — вероятно снижение кредитного рейтинга
- Стабильный прогноз — вероятно нахождение рейтинга на том же самом уровне.

С понижением кредитного рейтинга до определённого уровня, можно вовсе потерять возможность кредитоваться, а минимум чем грозит понижение — это то, что кредиты станут дороже.

Сам по себе кредитный рейтинг никогда не был и не будет рекомендацией к покупке или продаже любых активов. Рейтинги показывают всего одну характеристику – уровень кредитоспособности отдельных компаний или государств. А такому явлению, как дефолт, подвержены даже компании и государства с рейтингом ААА. Отличие состоит в том, что среди компаний с рейтингом ААА случаи банкротства будут единичными, в то время как среди предприятий с более низкими показателями банкротства повторятся значительно чаще.

Основная цель этих организаций – прибыль, вне зависимости от работы в международном или национальном масштабе. Этот факт – основная причина сомнений в объективности рейтинговых агентств.

Сомнения в достоверности анализа были подогреты и в самой Америке на волне кризиса 2007—2009 годов, когда эксперты большой тройки не дали своевременного прогноза ипотечного коллапса и банкротства ведущего банка Lehman Brothers. Они стали понижать рейтинги банков и корпораций уже постфактум, следуя за ситуацией, а не предупреждая её.

Рейтинговые агентства продолжают оказывать серьезное влияние на финансовые рынки. Так, например, решение Standard and Poor's понизить кредитный рейтинг США в августе 2011 года с максимального ААА до АА+ вызвало панику на биржевых площадках и обвал котировок по всему миру.
icon

53