Образовательные статьи

Образовательные статьи

7 октября 2021Запорожский Илья

"Конкурентный ров" Уоррена Баффета

Легендарный инвестор Уоррен Баффет, начавший свой путь с 5 000$, в 30 лет заработал 1 млн $, а к 50 годам обладал состоянием в 1,5 млрд $, которое увеличил до около 100 млрд $, занимаясь при этом благотворительностью и управлением собственной компанией, является одной из самых уважаемых фигур в сфере финансов. В своей лекции для студентов MBA в Университете Флориды в 2007 году на вопрос о том, как он выбирает претендентов на вложения, Баффет рассказал про «конкурентный ров», которым себя окружают долгосрочные лидеры.

Каждая компания стремится обеспечить:
1. Максимально возможную прибыльность от своей деятельности
2. Безопасность своей рыночной доли от неизбежно появляющихся конкурентов

"Ров конкурентоспособности" - это набор очевидных преимуществ компании перед ее конкурентами, которые позволяют ей решать эти две ключевые задачи: позиционировать себя на рынке наиболее выгодным образом, защищать свою долю и прибыльность, что делает компанию привлекательной для инвесторов и обеспечивает последовательный рост её акций. Зачастую это некое преимущество, которое трудно или практически невозможно воспроизвести или дублировать, за счёт чего оно создает эффективный барьер против конкуренции со стороны других фирм. Такими точками превосходства могут быть:
- патент
- уникальная технология
- бизнес-модель, сверхустойчивая и подрывная по отношению к конкурентам
- ультрадифференцированный продукт
- корпоративная культура
- статус первопроходца

Ров ограждает конкурентов от главных ценностей фирмы, силу которых можно выразить вопросом: «Может ли компания с текущего момента 5-10 лет подряд увеличивать свою выручку и прибыль высокими темпами?»

Если продукт и бизнес-модель компании способны обеспечить такие результаты, то руководству важно поддерживать и оборонять свои позиции различными бизнес-тактиками. Разумеется, с течением времени даже самые непотопляемые лидеры видят снижение/замедление своей прибыли, поскольку конкуренты отнимают их долю на рынке. Поэтому бизнес, который намеревается оставаться доминирующим, должен создать экономический, операционный и финансовый ров.

Примеры конкурентных рвов:
Nike - нематериальный дорогостоящий актив в виде популярной торговой марки
Home Depot – первенство в онлайн-продажах при оптимальном расположении магазинов в США
Dollar General – лидерство в низконаселённых пунктах
NVIDIA - технологическое доминирование в рамках цифровизации и четвёртой промышленно-технической революции
Adobe – бизнес-модель предоставления высоковостребованного ПО по подписке
Walmart - преимущество в ценообразовании и международной диверсификации
Apple - лояльность потребителей к продуктам и услугам через премиальный статус
Fortinet – комплексная гибкая платформа кибербезопасности вместо линейки отдельных решений

Наиболее очевидные финансовые характеристики компаний с широким экономическим рвом заключаются в том, что они обычно генерируют большие объемы свободного денежного потока и имеют хорошую репутацию с высокой доходностью.

1. Операционная рентабельность и операционные издержки - являются одними из важнейших параметров сильного финансового рва. Компания, способная поддерживать низкие операционные расходы по сравнению с аналогами, имеет ценовые преимущества и может подорвать конкуренцию за счет снижения цен и сдерживания.

2. Патенты, торговые марки и лицензии - это те нематериальные активы, которые позволяют компании защищать свой производственный процесс и устанавливать более высокие цены. Как правило, фармацевтические компании получают высокие прибыли за счет запатентованных лекарств, потратив миллиарды на исследования и разработки. В медиа-индустрии, в частности в потоковом ТВ, сервисы, которые используют силу бренда популярных студий и франшиз, обладают значительным преимуществом, поскольку привлекают колоссальные фанатские базы.

3. Эффективный масштаб деятельности возникает, когда конкретный рынок лучше всего обслуживает ограниченное число компаний, что дает им почти монопольный статус. Коммунальные предприятия являются примерами компаний с эффективным масштабом, необходимым для подачи электроэнергии, тепла и воды своим клиентам в одном географическом районе. Строительство второй коммунальной компании в том же районе было бы слишком дорогостоящим и неэффективным.

4. Затраты на переключение и высокое удержание - это еще один тип экономического рва, который актуален для компаний с бизнес моделями SaaS, PaaS, IaaS, из-за которого потребителям требуется много времени и средств для переключения на другие продукты или бренды. Например, компания Autodesk на своей платформе предлагает различные уникальные программные решения для инженеров и дизайнеров. Как только клиент Autodesk начнет использовать это программное обеспечение, он вряд ли перейдет на что-либо другое, что позволяет компании устанавливать повышенные цены. Аналогичная ситуация наблюдается, например, в компании ANSYS, занимающейся инженерной 3D симуляцией и визуализацией.

5. Сетевой эффект может еще больше укрепить конкурентный ров компании, делая ее продукты тем более ценными, чем больше людей ими уже пользуются. Примером сетевого эффекта являются онлайн-торговые площадки, такие как Amazon и eBay, а также финансовые цифровые платформы, такие как Square и PayPal, которые широко популярны среди потребителей, втягивающих других потребителей в эти экосистемы.

Указанные в статье компании не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями, но они ярко представляют собой примеры широкого конкурентного рва, помогающего им сохранять и расширять свою долю рынка. Таким образом, конкурентный ров не может быть единственным строгим обоснованием для покупки акций без учёта их финансового положения, рыночных факторов и текущих цен, однако, он является ориентиром и помощником в деятельности нацеленного на долгосрочную прибыль инвестора.

icon

29