Образовательные статьи

Образовательные статьи

28 ноября 2019Сергей Наумов

Как выбрать стартап для инвестирования

Как выбрать стартап для инвестирования
Инвестиции в стартапы могут принести высокие доходы, но при этом несут в себе и высокий риск потерь. Для успешного инвестирования необходимо иметь навык, который поможет определить новые проекты с большим потенциалом.

Венчурные инвестиции год за годом устанавливают новые рекорды. За первые 9 месяцев 2019 года венчурные компании инвестировали $96,7 млрд. Данная отрасль стремительно развивается, появляется больше информации в открытом доступе, площадок для начинающих инвесторов. Сейчас выбрать данный вид инвестирования может практически любой человек.

Меры безопасности

Лучше диверсифицировать портфель стартапов, т.е. вкладывать сразу в несколько проектов, т.к. вероятность успеха не очень высока. Эксперты этого направления рекомендуют выбирать 10-12 стартапов. При этом действительно «выстрелить» могут лишь 1-2.

Недавно бельгийская компания Board of Innovation, которая занимается консалтингом в сфере венчурных инвестиций и внедрения инноваций (среди ее клиентов такие компании, как eBay, P&G, J&J и Volkswagen), опубликовала собственные рекомендации для желающих вложиться в стартап.

В качестве подготовительных шагов она посоветовала провести вступительную беседу с основателями проекта и получить от них информацию о его бизнес-модели, финансовых показателях, других инвестициях, продуктах и услугах, и так далее. После этого нужно провести оценку зрелости стартапа (от наличия изначальной идеи до устойчивой позиции на рынке) и, соответственно, связанных с ним инвестиционных рисков.

После получения первичной информации, делаем следующие шаги:
Первое — проверка идеи стартапа. Инвесторам стоит дать собственную оценку команды, бизнес-модели и соответствует ли идея стартапа выбранной стратегии.

Второе — оценка стартапа. Один из вариантов здесь — обратиться к специалистам, которые изучат бизнес компании и вычислят ее приблизительную стоимость. Последние два шага предполагают, что инвестор ответит для себя на вопрос, готов ли он, уже имея на руках всю информацию, вложиться в этот стартап, и примет окончательное решение об инвестировании.

Оценка на стадии запуска

Пожалуй, самым сложным вариантом является инвестирование в стартап на очень раннем этапе, когда он еще не вышел на получение дохода или даже находится лишь на уровне бизнес-идеи (так называемое посевное и предпосевное финансирование).

Высокая рискованность подобных вложений обычно компенсируется тем, что на столь раннем этапе инвесторы обычно вкладывают сравнительно небольшие средства, которые будет не так болезненно потерять, а также возможностью действительно хорошей доходности в будущем, если стартап «взлетит».

Список критериев для оценки, можно свести к трем основным пунктам: команда, рынок и сам продукт.
Эти параметры довольно абстрактны, но существуют методики, которые позволяют дать оценку перспективам стартапа. Например, скоринг – сравнение нескольких проектов и выставление им баллов.

Параметры для сравнения: управленческая команда (0-30%), размер рынка (0-25%), продукт или технология (0-15%), конкуренция (0-10%), необходимость дополнительных инвестиций (0-5%) и другие (0-5%). Затем вычисляется примерная стоимость компании на основании этих оценок.

Также можно использовать метод венчурного капитала. Его применяют для прединвестиционной и послеинвестиционной оценки компании. Послеинвестиционная стоимость равна оценке стоимости на какой-либо момент в будущем (например, через три года или через пять лет), сделанной на основании оценки продаж других компаний этой же сферы, после чего эта стоимость делится на ожидаемую прибыль.

Прединвестиционная стоимость — это послеинвестиционная стоимость, из которой вычитается размер инвестиции. Например, инвестор готов вложить в компанию $500 000, стоимость компании через пять лет он оценил в $20 млн. Обычно инвесторы ожидают прибыль на капитал от 10x до 30x, так что средний вариант равен 20х. Тогда послеинвестиционная стоимость стартапа равна $2 млн, а прединвестиционная — $1,5 млн.

Пользуется популярностью и метод Беркуса, в рамках которого стартап сравнивается по пяти основным показателям с другими подобными проектами. Параметрами сравнения могут выступить основная идея продукта или сервиса, наличие опытного образца, качественная команда управленцев, стратегические отношения, выпуски или продажи продукции. Каждый из этих показателей оценивается в процентах или в абсолютных числах исходя из возможной стоимости похожих стартапов.

Оценка готового бизнеса

Если стартап уже заработал в полную силу (у него достаточное количество клиентов, есть выручка или даже прибыль) его можно оценивать так же, как и другие компании, делая при этом некоторую поправку на то, что это все же проект, находящийся на начальном этапе своего развития.

Сооснователь венчурного инвестфонда Forefront Venture Partners Фил Надель выделяет 12 показателей, на которые стоит обратить внимание. Среди них стоимость привлечения нового клиента, LTV (прибыль с одного клиента за все время существования проекта), число уникальных пользователей в месяц, уровень доходности, коэффициент конверсии и некоторые другие.

Это не единственные показатели эффективности, которые могут быть применены к стартапу. Главное, что нужно запомнить — различные формальные показатели неплохо характеризуют жизнеспособность стартапа, нужно только соизмерять их с этапом его развития.
icon

301

Поделиться:

  • Поделиться статьей «Как выбрать стартап для инвестирования»‎ вктонтакте
  • Поделиться статьей «Как выбрать стартап для инвестирования»‎ в фейсбуке
  • Поделиться статьей «Как выбрать стартап для инвестирования»‎ в инстаграмме