Образовательные статьи

Образовательные статьи

13 июня 2019Павел Гущин

Как акции появляются на бирже

Основным инструментом для совершения сделок у многих участников финансового рынка являются акции компаний. Но большинство трейдеров и инвесторов не знают как ценные бумаги появляются на рынке. И для чего компании продают свои акции всем желающим.

Первичное размещение акций на рынке, можно сказать на бирже, называют Initial Public Offering или IPO.
Пройдя эту процедуру, компания из частной становится публичной, и ее акции может купить любой человек, у которого есть брокерский счет.
Так же компания обязана каждые три месяца раскрывать все финансовые показатели бизнеса.

Существует несколько целей, ради которых компания решается на провидение IPO:

- привлечение финансовых средств, которые можно направить на развитие бизнеса.

- после размещения акций на бирже, повышается статус компании и кредитный рейтинг. Появление акций на рынке делает компанию более узнаваемой и конкурентоспособной, а значит может вырасти и количество потенциальных клиентов и партнеров. А более надежный кредитный рейтинг помогает снизить стоимость заемных средств, т.е. кредитоваться под более низкий процент.

- при успешном размещении акций на бирже, их цена может быстро вырасти, и собственник бизнеса имеет возможность выгодно для себя его продать.

IPO сложный и многоэтапный процесс, он может длиться несколько лет. И каждый этап требует существенных материальных затрат.

Перед началом публичного размещения компания должна проделать кропотливую работу. Разработать стратегию IPO. Оценить внутреннюю структуру компании и привести ее в соответствие с международными стандартами GAAP и IAS. Оценить уровень развития и занимаемое положение на рынке. Выявить слабые и сильные стороны бизнеса, и найти варианты для устранения недостатков.

Проведение IPO очень трудоемкий процесс, поэтому приходится нанимать юристов, консультантов и андеррайтеров. Банк андеррайтер – это крупные инвестиционные банки, которые занимаются организацией IPO, к примеру, Bank of America, JPMorgan или Goldman Sachs.

Банки помогают спланировать сроки проведения публичного размещения, собирают и приводят в нужный вид все необходимые документы. Разрабатывают «инвестиционный меморандум» в котором содержится вся необходимая для инвестора информация (все финансовые показатели за последние годы, планы развития бизнеса, на что будут расходоваться полученные деньги, количество акций к размещению, их предполагаемая стоимость и т.д.).

Также проводится подача заявки и регистрация на бирже и в государственных надзорных органах. Определяется предварительный диапазон цен для размещения и создается проспект эмиссии, в котором содержится вся информация об эмитенте.

Далее банки андеррайтеры зачастую проводят рекламные встречи с инвесторами, так называемые Road Show. Цель этих презентаций максимально привлечь интерес инвесторов и создать высокий спрос на акции. Обычно крупным инвесторам предлагается купить часть акций до начала торгов по выгодной цене. Именно на этом этапе об предстоящем IPO объявляют публично и назначают дату торгов.

На завершающем этапе IPO начинаются торги по выпущенным на биржу акциям, которые и определяют окончательную цену бумаг компании и успешность всей проведенной процедуры IPO.

Зачем это надо андеррайтерам

Инвестиционные банки вкладывают свои средства в организацию IPO и покупают акции компании, до того, как они окончательно попадут в листинг биржи. Банки зарабатывают на разнице между ценой акций, которую они уплатили до IPO, и той ценой, которая устанавливается на момент старта торгов. Когда на IPO выходит перспективная компания, конкуренция банков за право стать андеррайтером её IPO может быть очень серьезной. Помимо всего прочего от 3 до 10% от привлеченных средств в результате размещения акций получает организатор размещения.

После огромной проделанной работы перед размещение акций на бирже могут произойти непредвиденные ситуации. В результате форс-мажоров компания эмитент и андеррайтеры могут не получить тех средств, на которые рассчитывали или вовсе терпеть убытки в результате первичного размещения.

Примером одного из самых провальных IPO являются акции Facebook.

Facebook Размер IPO 16 миллиардов долларов, дата IPO 18 мая 2012 года. Неожиданное фиаско постигло самое ожидаемое IPO 2012 года. Акции Facebook открылись сразу ростом более 10% от цены IPO, и торговались до $42, но в течении торгов несколько раз упали на уровень $38.
21 мая 2012 акции Facebook упали на 11% или $4 — до $34.
22 мая 2012 акции Facebook падают на 8% — до $31. Дальнейшее падение, было остановлено благодаря андеррайтерам. В последующем акции социальной сети потеряли примерно половину своей стоимости. И вернулись к цене IPO лишь к концу июля 2013 года.
icon

352