Новости рынка недвижимости

Новости рынка недвижимости

19 марта 2020Алексей Кричевский

17% квартир в новостройках Москвы считаются неликвидными

17% квартир в новостройках Москвы считаются неликвидными
В Департаменте новостроек компании «ИНКОМ-Недвижимость» проанализировали низколиквидное предложение в сегменте и причины его возникновения. Так, на столичной «первичке» сейчас насчитывается 17% малоликвидных квартир, по сравнению с прошлым годом этот показатель снизился на 3%. При этом 45% из них расположены в старой Москве, 30% — в ТиНАО и 25% — в области.

Доля низколиквидного жилья уменьшается по мере роста класса недвижимости: от 20% в «экономе» до 10% в «бизнесе». Однако в единичных случаях процент невостребованных квартир в дорогих проектах достигает трети. Застоявшееся в экспозиции жилье застройщики нередко используют как маркетинговый инструмент: большая скидка на отдельные лоты помогает привлечь внимание покупателей к проекту в целом.

По словам заместителя директора Департамента новостроек Валерия Кочеткова, традиционно к малоликвидным лотам относятся квартиры на первых двух этажах, жилье с видом на промзоны, железнодорожные пути, ЛЭП, свалки. К факторам низкой ликвидности можно добавить неудачные планировочные решения, например, длинный узкий коридор или маленькую, меньше 8 кв. м. кухню. Многокомнатные квартиры с одним санузлом, объекты с некачественной отделкой, жилье с окнами над въездом в подземный паркинг — все это претенденты на долгое пребывание в экспозиции.

Сейчас в границах старой Москвы идет активное строительство на территориях бывших промзон, а также рядом с крупными транспортными артериями, такими как ТТК или хорды. Риск появления малоликвидных квартир здесь связан, во-первых, с высокой плотностью застройки, а во-вторых, с особенностями локации: мало социальной инфраструктуры, много пыли и шума. Так, жилье в доме, расположенном рядом с транспортной хордой, будет стоить минимум на 10–15% дешевле, чем в аналогичных проектах без такого соседства.
Определенная связь прослеживается между ликвидностью и классом недвижимости. Например, в сегменте «эконом» доля низколиквидных лотов достигает 20%, поскольку в таких проектах девелопер стремится вывести жилье по минимальной стоимости, а удобство планировок часто отходит на второй план. В комфорт-классе этот показатель чуть ниже — 15%. Наконец, в сегменте «бизнес» доля маловостребованных объектов составляет не более 10%: в основном ЖК этой категории характеризуются хорошими видовыми параметрами и продуманной квартирографией. Однако цена ошибки здесь высока: в отдельных проектах доля малоликвидных лотов превышает 30%, и такие квартиры могут ждать покупателя годами.
В зависимости от класса жилья на темпы его продаж влияет и фактор комнатности. В массовом сегменте «однушки» и «двушки» раскупают еще на стадии строительства, а многокомнатные квартиры обычно находят владельца на этапе ввода дома в эксплуатацию или во время заселения. В проектах бизнес-класса такого перекоса нет, более того, просторное жилье пользуется там повышенным спросом и нередко продается первым.

Чтобы помочь реализации низколиквидных лотов, девелоперы предоставляют на них скидки в размере 8–10%, реже — 15%. Помимо прямого дисконта застройщики применяют такие маркетинговые ходы, как отделка в подарок, машино-место за полцены, абонемент в фитнес-клуб и т.д.

Для многих покупателей решающим параметром в сделке остается цена, и ради экономии они готовы поступиться какими-то нюансами вроде красивого вида из окна или полной тишины. Даже не самую удачную планировку можно обыграть с помощью дизайна, и тогда квартира во всех смыслах засияет новыми красками. Не говоря уже о том, что малоликвидные объекты способны заинтересовать людей, приобретающих жилье для сдачи в аренду.

icon

77